Все проекты English Написать директору Вебинары
Выбор региона
Ваш город:Шымкент
Поиск

Таможенная проверка в Казахстане: виды, сроки и что проверяют?

Время чтения: ~10 мин.

Актуальность проверена: 21 . 03 . 2024

Государственный комитет доходов МФ РК предоставил информацию относительно того, чем является таможенная проверка, а также каким нарушениям уделяется особое внимание со стороны проверяющих органов.

Проверка может проводиться исключительно таможенным органом с целью соблюдения лицами действующего таможенного законодательства. Порядок проводимых действий при таможенном досмотре предусмотрен 45 главой таможенного кодекса Евразийского экономического Союза.

Процедура таможенной проверки может проводиться по отношению к перевозчику, лицу, декларанту, который осуществляет временное сохранение перевозимых товаров в местах, не относящихся к категории складских помещений для временного хранения.

Что подвергается проверке

На момент проведения таможенной проверки проверяются следующие аспекты:

  • Факт помещения товара для проведения таможенной процедуры;
  • Достоверность информации, указанной в таможенной декларации и сопутствующей документации;
  • Соблюдение всех установленных ограничений относительно распоряжений и использования условно выпущенных товаров;
  • Исполнение представителями таможенных органов обязанностей, которые предусмотрены в соответствующем таможенном законодательстве;
  • Соблюдение условий применения или использования товаров в соответствии с установленными требованиями таможенного законодательства.

Обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада и СНТ, а также маркировки.

Разновидности таможенных проверок

Процедура таможенной проверки может быть выездного и камерального типа. Камеральная проверка проводится таможенными представителями непосредственно на месте нахождения таможенного органа, выезд таможенных представителей к проверяемым лицам не предусматривается.

Выездная таможенная проверка проводится на основании предписания. Предписание должно быть подписано руководителем (лицом, его замещающим) таможенного органа. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки. 

Выездная таможенная проверка подразделяется на 3 категорий:

  • Встречная внеплановая;
  • Внеплановая;
  • Комплексная.

На основании одного предписания проводится только одна проверка проверяемого лица. Предписание регистрируется до начала проверки в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов путем его представления территориальному органу по месту нахождения проверяемого субъекта, в том числе в электронной форме. Предписание о проведении выездной таможенной проверки должно содержать следующие сведения: 

  1. Дату и регистрационный номер этого предписания; 
  2. Вид выездной таможенной проверки; 
  3. Наименование таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку; 
  4. Основание для назначения выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи; 
  5. ФИО (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяемого лица, его место (места) нахождения (место жительства) и (или) место (места) фактического осуществления деятельности, его идентификационные номера; 
  6. ФИО (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должности должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку; 
  7. ФИО (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должности должностных лиц, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки; 
  8. Предмет выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 416 настоящего Кодекса;  
  9. Срок проведения выездной таможенной проверки; 
  10. Проверяемый период. 

Форма предписания утверждается уполномоченным органом. В случаях продления срока выездной таможенной проверки, а также ее приостановления в предписание вносятся соответствующие записи и уведомляется проверяемое лицо. При продлении сроков проведения выездной таможенной проверки и (или) изменении количества, и (или) замене лиц, проводящих проверку, и (или) изменении проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с настоящим Кодексом.

Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок. 

Проведение повторной внеплановой выездной таможенной проверки одним и тем же территориальным таможенным органом за ранее проверенный период допускается по согласованию с уполномоченным органом, за исключением проверок по основаниям, предусмотренным подпунктами 3), 4), 6), 7), 8), 9), 10), 11), 12), 19) и 20) пункта 10 статьи 418. 

Для управления отгрузками товаров и управления складом, автоматизируйте складской учет с помощью WMS-системобратитесь за помощью к специалистам Первого Бита.

Что может послужить основанием для таможенной проверки?

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться: 


  1. данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных и иных государственных органов РК, и свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства РК; 
  2. информация, свидетельствующая о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства РК; 
  3. заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; 
  4. представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов, о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) открытых площадках (частях открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров; 
  5. необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи; 
  6. обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с иностранным лицом; 
  7. поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств – членов Евразийского экономического союза по материалам проверки сообщения об уголовном правонарушении или по возбужденному уголовному делу; 
  8. поручение таможенного органа одного государства – члена Евразийского экономического союза, данное таможенному органу другого государства – члена Евразийского экономического союза, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при направлении поручения таможенному органу по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и (или) 3) пункта 3 статьи 447 настоящего Кодекса; 
  9. проверка сведений, полученных в результате информационного обмена с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств; 

    Настройте обмен ИСЭСФ с 1С в Первом Бите бесплатно и оперативно работайте с электронными счетами фактурами и актами выполненных работ в 1С.

  10. случаи, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; 
  11. обращения физических и юридических лиц, государственных органов, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан; 
  12. инициативное обращение лица о проведении таможенной проверки; 
  13. необходимость проведения проверки по вопросам, изложенным в жалобе на уведомление о результатах проверки; 
  14. необходимость проверки соблюдения плательщиком требований распоряжения о приостановлении расходных операций по кассе; 
  15. непредставление лицом по требованию таможенного органа в установленный срок списка дебиторов либо представление сведений об отсутствии дебиторов; 
  16. непредставление дебитором по требованию таможенного органа в установленный срок акта сверки взаиморасчетов с плательщиком; 
  17. результаты проведения камеральной таможенной проверки, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, в том числе при непредставлении по требованию органа государственных доходов в установленный срок документов и (или) сведений; 
  18. результаты проведения налогового контроля, таможенного контроля в иных формах и (или) применения мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Республики Казахстан; 
  19. случаи получения ответа, не поступившего в ходе предыдущей таможенной проверки, по ранее направленным запросам таможенных органов; 
  20. реорганизация проверяемого лица и (или) подача проверяемым лицом документов на банкротство (ликвидацию). 

Включите ТТН (Товарно-транспортную накладную) в 1С:Бухгалтерия для Казахстана через доработку в Первом Бите. Ведите учёт движения ТМЗ при их перемещении с участием транспортных средств. Спрашивайте у менеджеров Первого Бита.

Как проводится процедура таможенной проверки

Процедура выездной таможенной проверки осуществляется методом выезда таможенных представителей к местонахождению проверяемого юридического лица или к месту осуществления деятельности индивидуальным предпринимателям. Проверки проводятся таможенным органом по местонахождению проверяемого лица. Процедура проводится на основании предписания приказа №146 МФ РК.

Сроки и правила проведения таможенной проверки

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения, либо идентификационные карты. 

Сроки проведения камеральной таможенной проверки не должны превышать 60 календарных дней с момента направления соответствующего уведомления о начале проведения проверки проверяемому юридическому лицу. Выездная таможенная проверка должна осуществляться на протяжении 60 календарных дней.

Важно! В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения (дополнения) в проверяемые документы, связанные с его деятельностью. 

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа, проводящим проверку. 

Также проверка может быть приостановлена по решению руководителя таможенного органа при необходимости: 

  1. проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки;
  2. проведения таможенной экспертизы;
  3. направления запросов в компетентные органы Республики Казахстан, компетентные органы других государств – членов Евразийского экономического союза или государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза;
  4. восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки;
  5. представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 24 месяцев. При этом проверяемому лицу направляется или вручается извещение о приостановлении или возобновлении проверки в порядке, установленном статьей 416 настоящего Кодекса, не позднее 1 рабочего дня с даты приостановления или возобновления выездной таможенной проверки.

Для управления отгрузками товаров и управления складом, автоматизируйте складской учет с помощью WMS-системобратитесь за помощью к специалистам Первого Бита.

Как завершается таможенная проверка

До момента составления акта проведения таможенной проверки при наличии нарушений таможенные представители вручают проверяемому лицу предварительный акт. При этом проверяемое лицо оставляет за собой право отправить письменное возражение к таможенному акту в порядке, который предусмотрен приказами №413 и №376 МФ РК.

Датой завершения процесса таможенной проверки является дата создания итогового акта. Если в результате таможенной проверки были выявлены нарушения таможенного законодательства, проверяемому лицу выносится соответствующее уведомление о результатах проверки. Сроки исполнения данного уведомления должны быть не более 30 рабочих дней. При этом проверяемое лицо оставляет за собой право обжаловать данное уведомление в течение последующих 30 рабочих дней.

В акте выездной таможенной проверки должны быть указаны следующие сведения:

  1. место проведения таможенной проверки, номер и дата составления акта выездной таможенной проверки;
  2. наименование таможенного органа, проводившего проверку;
  3. основание назначения и вид выездной таможенной проверки;
  4. дата и номер предписания о проведении выездной таможенной проверки;
  5. должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц таможенного органа, проводивших выездную таможенную проверку;
  6. фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование проверяемого лица, сведения о месте нахождения и месте фактического осуществления деятельности проверяемого лица, его идентификационные номера;
  7. реквизиты банковских счетов проверяемого лица;
  8. фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц проверяемого лица, ответственных за ведение таможенной и финансовой отчетности, уплату таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, взимаемых таможенными органами;
  9. фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лиц, привлеченных для участия в выездной таможенной проверке;
  10. проверяемый период и сведения о проверенных документах, в том числе представленных проверяемым лицом;
  11. даты начала и завершения проведения выездной таможенной проверки, а в случае приостановления проведения и (или) продления срока проведения выездной таможенной проверки – периоды такого приостановления и (или) продления;
  12. сведения о формах таможенного контроля, иных действиях, проведенных в ходе выездной таможенной проверки;
  13. сведения о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан;
  14. подробное описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и (или) иного законодательства Республики Казахстан, с указанием положений таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и (или) иного законодательства Республики Казахстан либо сведения об отсутствии таковых;
  15. выводы по результатам выездной таможенной проверки.

По результатам выездной таможенной проверки, при проведении которой выявлены нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и (или) иного законодательства Республики Казахстан, выносится уведомление о результатах проверки.

Если вы импортируете или экспортируете товары через страны ЕАЭС, обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада и СНТ, а также маркировки.

Уведомление о результатах проверки вручается проверяемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 419 настоящего Кодекса. 

Если проверяемое лицо отсутствует по указанному адресу в регистрационных данных, таможенный орган в течение 5 рабочих дней проводит обследование по месту нахождения такого лица с привлечением двух понятых.

В качестве понятых могут быть приглашены любые совершеннолетние дееспособные граждане в количестве не менее 2 человек, не заинтересованные в исходе действий должностного лица таможенного органа и проверяемого лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц государственных органов Республики Казахстан и работников, учредителей (участников) проверяемого лица.  

В ином случае, датой вручения документов, является дата составления акта обследования

Выездная таможенная проверка не проводится в отношении физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Остались вопросы, задайте их менеджеру Первого Бита.

Читайте кейс Транспортно-логистическая компания «Feodal Auto» ускорила работу с договорами на 50%

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста